СТАРАТЕЛЬ.com

Романтизм

оптимальное разрешение для просмотра страниц 1280x1024

Главная страница- - Романтизм - - Эжен Делакруа Rambler's Top100

Rambler's Top100

Эжен Делакруа

Французский живописец и график, представитель французского романтизма в изобразительном искусстве. Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно-напряженных, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по колориту произведениях («Резня на Хиосе», 1823-1824; «Свобода, ведущая народ», 1830). Творческая фантазия, страстный темперамент выразились в исторических композициях, в произведениях на темы Востока, классической и современной литературы («Алжирские женщины», 1833-1834; «Взятие крестоносцами Константинополя», 1840-1841), иллюстрациях к произведениям У. Шекспира, И. В. Гете.

 

 

Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года. Официально его отцом считался Шарль Делакруа, чиновник среднего ранга, однако ходили упорные слухи, что в действительности Эжен был незаконнорожденным сыном всесильного Шарля Талейрана, наполеоновского министра иностранных дел, а впоследствии главы французской делегации на историческом Венском конгрессе 1814-15 гг.
Как бы там ни было, мальчишка рос сущим сорванцом. Друг детства художника, Александр Дюма, вспоминал, что «к трем годам Делакруа уже вешался, горел, тонул и травился». К этой фразе требуются комментарии. Эжен едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; «горел», когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился», наглотавшись краски-медянки.
Более спокойными оказались годы учебы в лицее, где мальчик проявил большие способности в словесности и живописи и даже получал призы за рисунок и знание классической литературы. Художественные наклонности Эжен мог унаследовать от своей матери, Виктории, происходившей из семьи знаменитых краснодеревщиков, но настоящая страсть к живописи зародилась в нем в Нормандии -там он обычно сопровождал своего дядю, когда тот отправлялся, чтобы рисовать с натуры.
Делакруа рано пришлось задуматься о своей дальнейшей судьбе. Его родители умерли, когда он был совсем юным: Шарль — в 1805-м, а Виктория — в 1814 году. Эжена после этого отправили жить к сестре. Но она вскоре попала в труднейшее финансовое положение. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе; ему нужно было решать, как жить дальше. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьера Нарсисса Герена (1774-1833).
В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. Здесь царствовал академизм, и Эжен без устали писал гипсовые слепки и обнаженных натурщиков. Эти уроки помогли художнику в совершенстве освоить технику рисунка. Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодыми живописцами Теодором Жсрико и Ричардом Бонингтоном.
В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и еще не возвращенных их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы прошлого Рубенс, Веронезе и Тициан. Бонингтон, в свою очередь, познакомил Делакруа с английской акварелью и
творчеством Шекспира и Байрона. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.
В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот "Медузы"», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Страсть, переполнявшая это полотно Жерико, отличала ее от большинства неоклассических картин. Позже Делакруа вспоминал, что, увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
Этот восторг давал о себе знать первых живописных опытах Делакруа. Прежде всего, это касается «Ладьи Данте» (1822) — первой картины, выставленной им в Салоне. Впрочем, особого шума (подобного хотя бы тому фурору, что произвел «Плот» Жерико) она не вызвала. Настоящего успеха Делакруа пришлось ждать еще два года. В 1824 году он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе», описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость. Бодлер назвал это полотно «жутким гимном року и страданию». Впрочем, гром обвинений едва ли не заслонил собой подобные восторги — многие критики обвинили Делакруа в чрезмерном натурализме. Тем не менее, главная цель была достигнута: молодой художник заявил о себе.
Следующей работой, выставленной в Салоне («Смерть Сарданапала»), он словно намеренно злил своих хулителей, почти смакуя жестокость и не чураясь определенной сексуальности. Сюжет для полотна он позаимствовал у Байрона. Таким образом, романтический стиль Делакруа вполне определился. «Движение передано прекрасно, — писал один из критиков об его другой похожей работе, — но эта картина буквально кричит, грозит и богохульствует».
Последнюю большую картину, которую можно отнести к первому периоду творчества Делакруа, художник посвятил современности. В июле 1830 года Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Выставленное в Салоне 1831 года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять ее, слишком уж опасным казался ее пафос.
К этому времени роль бунтовщика, похоже, Делакруа надоела. Стали очевидны поиски нового стиля. В 1832 году художника включили в состав официальной дипломатической миссии, направленной с визитом в Марокко. Отправляясь в это путешествие, Делакруа и подумать не мог, насколько сильно повлияет поездка на все его дальнейшее творчество. Африканский мир, который он видел в фантазиях цветистым, шумным и праздничным, предстал перед его глазами тихим, патриархальным, погруженным в свои домашние заботы, печали и радости. Это был затерянный во времени древний мир, напоминавший античную Грецию. В Марокко Делакруа сделал сотни набросков, а в дальнейшем впечатления, полученные в этом путешествии, служили ему неисчерпаемым источником вдохновения.

Мадемаузель Роза. 1820
Мадемаузель Роза. 1820
Ладья Данте. 1822
Ладья Данте. 1822
Аспасия. 1824
Аспасия. 1824
Резня на Хиосе. 1824
Резня на Хиосе. 1824
Девушка, сидящая на кладбище. 1824
Девушка, сидящая на кладбище. 1824
Лошадь, испуганная молнией. 1824. Венгерский музей изобразительных искусств. Будапешт
Лошадь, испуганная молнией. 1824. Венгерский музей изобразительных искусств. Будапешт
Смертельно раненный разбойник утоляет жажду. 1825
Смертельно раненный разбойник утоляет жажду. 1825
Греция на развалинах Миссолонги. 1826
Греция на развалинах Миссолонги. 1826
Обнажённая женщина, откинувшаяся на тахте. 1826
Обнажённая женщина, откинувшаяся на тахте. 1826
Луи Орлеанский, показывающий свою любовницу. 1826
Луи Орлеанский, показывающий свою любовницу. 1826
Поединок гяура с пашой. 1826
Поединок гяура с пашой. 1826
Натюрморт с омарами. 1827
Натюрморт с омарами. 1827
Женщина с попугаем. 1827
Женщина с попугаем. 1827
Смерть Сарданапала. 1828
Смерть Сарданапала. 1828
Одалиска, откинувшаяся на тахте. 1828
Одалиска, откинувшаяся на тахте. 1828
Тигр, напавший на лошадь. 1825-1828. Лувр. Париж
Тигр, напавший на лошадь. 1825-1828. Лувр. Париж
Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 года). 1830
Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 года). 1830
Молодой тигр, играющий с матерью. 1830
Молодой тигр, играющий с матерью. 1830
Портрет Фредерика Вилло. 1832
Портрет Фредерика Вилло. 1832
Еврейская невеста. 1832
Еврейская невеста. 1832
Алжирские женщины в своих комнатах. 1834
Алжирские женщины в своих комнатах. 1834
Еврейская свадьба в Марокко. 1837
Еврейская свадьба в Марокко. 1837
Автопортрет. 1837
Автопортрет. 1837
Фрески на западной стене. 1837
Фрески на западной стене. 1837
Жорж Санд. 1838
Жорж Санд. 1838
Фредерик Шопен. 1838
Фредерик Шопен. 1838
Клеопатра и крестьянин. 1838
Клеопатра и крестьянин. 1838
Медея собирается убить своих детей. 1838
Медея собирается убить своих детей. 1838
Фанатики Танжера. 1838
Фанатики Танжера. 1838
Колумб с сыном в Ла Рабида. 1838
Колумб с сыном в Ла Рабида. 1838
Гамлет и Горацио на кладбище. 1839
Гамлет и Горацио на кладбище. 1839
Вход крестоносцев в Константинополь. 1840
Вход крестоносцев в Константинополь. 1840
Кораблекрушение Дона Жуана. 1840
Кораблекрушение Дона Жуана. 1840
Смерть Офелии. 1843
Смерть Офелии. 1843
Скорбящая Богоматерь. 1844
Скорбящая Богоматерь. 1844
Смерть Офелии. 1844
Смерть Офелии. 1844
Султан Марокко и его свита. 1845
Султан Марокко и его свита. 1845
Похищение Ребекки. 1846
Похищение Ребекки. 1846
После кораблекрушения. 1847
После кораблекрушения. 1847
Погребение Христа. 1848
Погребение Христа. 1848
Микеланджело в своей мастерской. 1850
Микеланджело в своей мастерской. 1850
Скорбящая Богоматерь. 1850
Скорбящая Богоматерь. 1850
Букет цветов. 1850
Букет цветов. 1850
Ваза с цветами на столике. 1850
Ваза с цветами на столике. 1850
Лев, пожирающий кролика. 1850
Лев, пожирающий кролика. 1850
Аполлон умерщвляет Пифона. 1851
Аполлон умерщвляет Пифона. 1851
Вид моря с вершин Дьеппа. 1852
Вид моря с вершин Дьеппа. 1852
Охота на львов в Марокко. 1854
Охота на львов в Марокко. 1854
Араб, седлающий лошадь. 1855
Араб, седлающий лошадь. 1855
Одалиска. 1857
Одалиска. 1857
Абидосская невеста. 1857
Абидосская невеста. 1857
Похищение Ребекки. 1858
Похищение Ребекки. 1858
Овидий среди скифов. 1859. Национальная галерея. Лондон
Овидий среди скифов. 1859. Национальная галерея. Лондон
Борьба арабских лошадей в конюшне. 1860
Борьба арабских лошадей в конюшне. 1860
Св. Михаил побеждает дьявола. 1861
Св. Михаил побеждает дьявола. 1861
Изгнание Элиодора из храма. 1861
Изгнание Элиодора из храма. 1861
Охота на львов. 1861
Охота на львов. 1861
Перестрелка арабов в горах. 1863
Перестрелка арабов в горах. 1863
Одалиска
Одалиска

По возвращении во Францию его положение упрочилось. Последовали официальные заказы. Первой монументальной работой такого рода стали росписи, выполненные в Бурбонском дворце (1833—47). После этого Делакруа работал над украшением Люксембургского дворца (1840—47) и росписью потолков в Лувре (1850—51). Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для церкви Сен-Сюльпис (1849—61).
К работе над фресками художник относился с огромным энтузиазмом. «Мое сердце, — писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти». С возрастом продуктивность Делакруа снижалась. В 1835 году у него обнаружилась серьезная болезнь горла, которая, то утихая, то обостряясь, в конце концов и свела его в могилу. Делакруа не чурался общественной жизни, постоянно посещая различные собрания, приемы и знаменитые салоны Парижа. Его появлений ждали — художник неизменно блистал острым умом и отличался элегантностью костюма и манер. При этом его частная жизнь оставалась скрытой от посторонних глаз. Долгие годы продолжалась связь Делакруа с баронессой Жозефиной де Форже, но их роман так и не увенчался свадьбой.
В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа, в 1855-м — наградили орденом Почетного легиона.
В том же году была организована персональная выставка Делакруа — в рамках Всемирной парижской выставки. Сам художник немало огорчался, видя, что публика больше знает его по старым работам, и лишь они вызывают ее неизменный интерес. Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне 1859 года, и законченные в 1861 году фрески для церкви Сен-Сюльпис остались практически незамеченными.
Это охлаждение омрачило закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет.

 

Главная страница- - Романтизм - - Эжен Делакруа

Rambler's Top100

 

©2007 Старатель.        E-mail: starat@yandex.ru