СТАРАТЕЛЬ.com

Русская живопись

оптимальное разрешение для просмотра страниц 1280x1024

Главная страница- - Русская живопись- - Айвазовский Rambler's Top100

Rambler's Top100

Айвазовский

Подробная биография Айвазовского

Галерея Айвазовского в Феодосии

Картины Айвазовского

 

АйвазовскийВыдающийся живописец Иван Константинович Айвазовский (1817~1900) вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии.
Родился Айвазовский 29 (17 ст. ст.) июля 1817 года в Феодосии в семье разорившегося армянского торговца. До сих пор в городе живут легенды о мальчике, рисовавшем самоварным углем на белёных стенах домов армянской слободки.

При содействии губернатора Тавриды А. И. Казначеева (до 1830 года он был градоначальником Феодосии и всячески поощрял первые шаги рисования мальчика) талантливый подросток в 1831 году был принят в Таврическую гимназию, а в 1833 - зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, которую окончил с большой золотой медалью и с правом поездки в Крым, а затем в Европу.

Уже в академический период творчество молодого художника было замечено его великими современниками А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, М. И. Глинкой, К. П. Брюлловым, личное знакомство с которыми не могло не сказаться на развитии и характере его искусства.

Два года работы в Крыму были необычайно плодотворными и полезными для молодого художника. Вновь оказавшись на берегах Черного моря, в родной Феодосии, Айвазовский увлеченно работает, пристально изучает природу, пишет с натуры виды Ялты, Гурзуфа, Севастополя, Феодосии, Керчи.

В 1840 году Айвазовский в числе других пансионеров Академии художеств едет в Рим для продолжения образования и усовершенствования в пейзажной живописи. В Италию он отправился уже сложившимся мастером, впитавшим все лучшие традиции русского искусства. Проведенные годы за границей отмечены неустанной работой. Он знакомится с классическим искусством в музеях Рима, Венеции, Флоренции, Неаполя, посещает Германию, Швейцарию, Голландию, Францию, Англию, Испанию, Португалию.

В короткое время Айвазовский становится самым знаменитым художником в Европе. Его картины вызывают у зрителей небывалый интерес. Его приветствуют жившие в то время в Италии писатель Н. В. Гоголь, художник А. А. Иванов, профессор Петербургской Академии художеств Ф. И. Иордан, знаменитый английский маринист Дж. Тёрнер.
К этому времени сложился и творческий метод живописца, которому он был верен на протяжении всей своей жизни. Он пишет по памяти и воображению, объясняя это следующим образом: "... движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры...".

В 1844 году после четырех лет пребывания за границей Айвазовский вернулся на родину признанным мастером, академиком Римской, Парижской и Амстердамской академий художеств. По возвращении в Россию он был возведён в звание академика Петербургской Академии художеств и вслед за этим был причислен царским указом к Главному морскому штабу со званием живописца и правом ношения мундира морского министерства. В это время художнику едва исполнилось 27 лет, но за плечами уже была блестящая школа живописи, огромный творческий успех, мировая слава пейзажиста.

В 1845 году Айвазовский начинает строительство своего дома в Феодосии. Его всегда влекло на родину, к Черному морю. Дом строится по собственному проекту мариниста в стиле итальянских ренессансных вилл, украшается слепками с античных скульптур. К жилым комнатам примыкает просторная мастерская, в которой он впоследствии создаст большую часть из шести тысяч написанных им картин. Среди них этапные произведения "Девятый вал", "Черное море", "Среди волн". Из стен его мастерской выйдут талантливые художники А. Фесслер, Л. Лагорио, А. Ганзен, М. Латри, К. Богаевский.

Живя постоянно в Феодосии живописец много работает, но не замыкается в стенах своей мастерской. Он ведет большую общественную деятельность, занимается археологическими раскопками, часто выезжает в Петербург и Москву, постоянно открывает выставки своих работ в крупных городах России и за границей, принимает участие в международных выставках. В 1847 году ему присуждается звание профессора Петербургской Академии художеств, позднее он становится академиком еще двух европейских академий художеств Штутгартской и Флорентийской.

Его дом и мастерскую посещают художники И. Е. Репин, И. И. Шишкин, Г. И. Семирадский, известный коллекционер. М. Третьяков, польский скрипач-виртуоз Генрих Венявский, писатель А.П. Чехов и другие.

Подробная биография Айвазовского

Галерея Айвазовского в Феодосии

Ночь. Голубая волна
Ночь. Голубая волна
Караван в оазисе. Египет
Караван в оазисе. Египет
Буря на море ночью
Буря на море ночью
Буря
Буря
Малага
Малага
Золотой рог. Босфор
Золотой рог. Босфор
Море перед бурей
Море перед бурей
Кораблекрушение. У скал
Кораблекрушение. У скал
Лунная ночь. У родника
Лунная ночь. У родника
Вид Ялты к вечеру
Вид Ялты к вечеру
Аул Гуниб в Дагестане
Аул Гуниб в Дагестане
Морской пейзаж
Морской пейзаж
Река Риони. Грузия
Река Риони. Грузия
Суда на рейде
Суда на рейде
Всемирный потоп
Всемирный потоп
Цепи Кавказских гор
Цепи Кавказских гор
Буря у берегов Ниццы
Буря у берегов Ниццы
Кораблекрушение
Кораблекрушение
Вид Одессы с моря
Вид Одессы с моря
В бурю
В бурю
Спокойное море
Спокойное море
На острове Крит
На острове Крит
У берегов Ялты
У берегов Ялты
Облака над морем, штиль
Облака над морем, штиль
Дарьяльское ущелье
Дарьяльское ущелье
Вид на Тифлис
Вид на Тифлис
Вид Тифлиса
Вид Тифлиса
Марина
Марина
Ночь. Контрабандисты
Ночь. Контрабандисты
Буря. Закат
Буря. Закат
Лунная ночь в Константинополе
Лунная ночь в Константинополе
Кораблекрушение
Кораблекрушение
Закат
Закат
Корабль в бурном море. Восход солнца
Корабль в бурном море. Восход солнца
Перед боем. Корабль
Перед боем. Корабль "Константинополь"
Купанье овец
Купанье овец
Буря у скалистых берегов
Буря у скалистых берегов
Морской берег
Морской берег
Корабли в бурном море. Восход солнца
Корабли в бурном море. Восход солнца
Буря у мыса Айя
Буря у мыса Айя
Корабль у берега
Корабль у берега
Буря
Буря
Море. Коктебель
Море. Коктебель
Вид моря с гор при закате солнца
Вид моря с гор при закате солнца
Кораблекрушение
Кораблекрушение
Черное море
Черное море
Восход солнца в Феодосии
Восход солнца в Феодосии
Морской вид
Морской вид
Сигнал бури
Сигнал бури
Бурное море ночью
Бурное море ночью
Неаполитанский залив в туманное утро
Неаполитанский залив в туманное утро
Кораблекрушение в Северном море
Кораблекрушение в Северном море
Среди волн
Среди волн
Ветряная мельница на берегу моря
Ветряная мельница на берегу моря
Морское сражение при Ревеле (9 мая 1790)
Морское сражение при Ревеле (9 мая 1790)
Морское сражение при Наварине (2 октября 1827)
Морское сражение при Наварине (2 октября 1827)
Берег моря ночью
Берег моря ночью
Побережье в Амальфи
Побережье в Амальфи
Мхитаристы на острове св. Лазаря
Мхитаристы на острове св. Лазаря
Морской вид
Морской вид
Неаполитанский залив
Неаполитанский залив
Вид Одессы в лунную ночь
Вид Одессы в лунную ночь
Вид на Капри
Вид на Капри
Девятый вал
Девятый вал
Море
Море
Утро на море
Утро на море
Синопский бой
Синопский бой
Буря на Черном море
Буря на Черном море
Наполеон на острове Св. Елены
Наполеон на острове Св. Елены
Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим
Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим
Рыбаки на берегу моря
Рыбаки на берегу моря
Итальянский пейзаж
Итальянский пейзаж
Буря у мыса Айя
Буря у мыса Айя
Спасающиеся от кораблекрушения
Спасающиеся от кораблекрушения
Кораблекрушение у Афонской горы
Кораблекрушение у Афонской горы
Гора Арарат
Гора Арарат
Путешествие Посейдона по морю
Путешествие Посейдона по морю
Башни на скале у Босфора
Башни на скале у Босфора
Отара с пастухами. Закат
Отара с пастухами. Закат
Сцены из каирской жизни
Сцены из каирской жизни
Лунная ночь на море
Лунная ночь на море
Ураган на море
Ураган на море
Морской вид с часовней
Морской вид с часовней
Буря над Евпаторией
Буря над Евпаторией
Ниагарский водопад
Ниагарский водопад
Бриг
Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой
Закат на море
Закат на море
Лунная ночь
Лунная ночь
Взятие русскими матросами турецкой кочермы и освобождение пленных кавказских женщин
Взятие русскими матросами турецкой кочермы и освобождение пленных кавказских женщин
Солнечный день
Солнечный день
Неаполитанский залив в лунную ночь
Неаполитанский залив в лунную ночь
Буря у берегов Одессы
Буря у берегов Одессы
Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент
Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент
Кораблекрушение
Кораблекрушение
Вид Феодосии
Вид Феодосии
Прибой
Прибой
Кавказские горы с моря
Кавказские горы с моря
Корабль
Корабль "Мария" во время шторма
Неаполитанский залив в лунную ночь
Неаполитанский залив в лунную ночь
Венеция
Венеция
Гондольер на море ночью
Гондольер на море ночью
Берег моря. Штиль
Берег моря. Штиль
Отара овец в бурю
Отара овец в бурю
Вид Константинополя при лунном освещении
Вид Константинополя при лунном освещении
Ночь в Крыму. Вид на Аюдаг
Ночь в Крыму. Вид на Аюдаг
Гибель Помпеи
Гибель Помпеи
Штиль на Средиземном море
Штиль на Средиземном море
Посещение Байроном мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции
Посещение Байроном мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции
Прибой у крымских берегов
Прибой у крымских берегов
Лазоревый грот. Неаполь
Лазоревый грот. Неаполь
Буря
Буря
Волга у Жигулевских гор
Волга у Жигулевских гор
Чесменский бой
Чесменский бой
Автопортрет
Автопортрет
Лунная ночь. Капри (фрагмент)
Лунная ночь. Капри (фрагмент)
Море
Море
Пушкин в Гурзуфе
Пушкин в Гурзуфе
Вид на взморье в окрестностях Петербурга
Вид на взморье в окрестностях Петербурга
Автопортрет
Автопортрет
Неаполитанский маяк
Неаполитанский маяк
Башня. Кораблекрушение
Башня. Кораблекрушение
Черное море ночью
Черное море ночью
Буря на Северном море
Буря на Северном море
Парусник
Парусник
Хаос (Сотворение мира)
Хаос (Сотворение мира)
В бурю
В бурю
Морской вид при луне
Морской вид при луне
Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина
Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина
Клятва перед Аварайской битвой (Полководец Вартан Мамиконян)
Клятва перед Аварайской битвой (Полководец Вартан Мамиконян)
Крещение армянского народа (Григор-просветитель)
Крещение армянского народа (Григор-просветитель)

В Феодосии Айвазовский прожил долгую, полную творческого огня и неукротимой энергии жизнь. У главного фасада дома художника установлен бронзовый памятник, на постаменте которого лаконичная надпись: "Феодосия - Айвазовскому". В эту короткую фразу благодарные потомки вместили большое чувство восхищения, гордости и глубокого уважения к своему знаменитому земляку, первому Почетному гражданину Феодосии, много сделавшему для экономического и культурного развития города. Помимо открытия в Феодосии картинной галереи Айвазовский в 1871 году по своему проекту и на свои средства строит здание археологического музея, становится одним из организаторов первой публичной библиотеки. Он постоянно заботится об архитектурном облике родного города. При его участии были спроектированы и построены здания концертного зала, дачи известного публициста и редактора газеты "Новое время" А. С. Суворина. По проекту художника и благодаря его энергии были построены морской торговый порт и железная дорога.

Фонтан И. К. Айвазовского - своеобразная визитная карточка Феодосии. Город издавна испытывал трудности с водоснабжением, пресной воды катастрофически не хватало. В июле1888 года, гостивший в Феодосии писатель А. П. Чехов писал: ":Деревьев и травы в Феодосии нет:". Проблема была решена в 1887 году, когда для улучшения водоснабжения города, И. К. Айвазовский подарил городу 50 тысяч ведер воды ежесуточно из имения Су-Баш (ныне с. Айвазовское Кировского района).

Строительство водопровода велось весной - летом 1888 года, на его сооружение городом было потрачено 231 689 рублей, весьма большая по тем временам сумма. В город вода поступила уже в сентябре, а 1 октября (18 сентября по старому стилю) 1888 года, в день официального открытия водопровода, произошел пуск фонтана на Ново-базарной площади.

По своей форме фонтан представляет прямоугольное сооружение восточного стиля с большими навесами от крыши, выстроен из местного камня-ракушечника, частично сохранилась каменная облицовка. Фонтан был выстроен на средства и по проекту И. К. Айвазовского. Закладка его состоялась 12 сентября 1887 года после богослужения в Феодосийском Александро-Невском соборе.

Городская дума собиралась назвать фонтан именем Александра III, были подготовлены и отправлены по инстанциям соответствующие документы. Не дожидаясь принятия решения городские власти приготовили закладную плиту на которой были выбиты слова "Императора Александра". Однако, учитывая заслуги И. К. Айвазовского, Высочайшим Указом, последовавшем в сентябре 1888 года, было велено дать фонтану имя великого художника. В связи с этим на закладной плите фонтана вместо слов "Императора Александра" выбили "И. К. Айвазовского", денег на новую плиту, по видимому, уже не было, поэтому было принято решение вырезать ее центр с надписью и вставить блок с новым текстом. Если присмотреться к закладной плите, то перед первой буквой в имени И. К. Айвазовского четко видны детали буквы "И" большего размера, от слова "Императора", а после окончания имени детали буквы "А" от слова "Александра".

За пользование феодосийско-субашским водопроводом взималась плата, но воду из фонтана пили бесплатно. По центру фонтана, над краном находилась серебряная кружка с надписью: "Выпейте за здоровье Ивана Константиновича и его семьи". спустя некоторое время возле фонтана возник павильон восточного стиля (здание не сохранилось): слева находилась чебуречная, справа готовили шашлыки, кафе так и называлось "Фонтанчик". В теплое время года столики устанавливали за легкой оградой прямо под открытым небом. На рубеже 19 и 20-го веков этот уголок города пользовался у горожан большой популярностью.

 

 

Главная страница- - Русская живопись- - Айвазовский

Rambler's Top100

 

©2007 Старатель.        E-mail: starat@yandex.ru