СТАРАТЕЛЬ.com

Сюрреализм

оптимальное разрешение для просмотра страниц 1024x768
Сюрреализм- - - -Яцек Мальчевский

Яцек Мальчевский

Яцек Мальчевский – входит в плеяду самых крупных художников современности, его талант под стать Пикассо или Дали, но в России его не знают, может быть потому, что русский человек, из-за своего особого менталитета, не замечает достижений своих соседей, особенно так похожих на него славян, и уж, тем более, конкурентов в борьбе за первенство в славянском мире. Он всегда смотрит дальше. Чтобы стать великим у нас нужно быть французом, ну уж, в крайнем случае, немцем. Рыцарь с гарпиями в голове и кистью в руке Я бы так и не узнал его, но помогла политика. В советское время было принято к круглым датам в истории соседей по соцлагерю устраивать большие выставки в Манеже. Вот такую выставку ретроспективы польской живописи и устроили на серебряный юбилей Народной Польши. Там мы впервые увидели грандиозные полотна Матейки, картины Вычулковского, Герымского и других польских корифеев. Часами люди разглядывали необычные, мистические полотна Мальчевского, и многие удивлялись, что раньше ничего не слышали о нем. Во Львове есть одна из самых больших коллекций картин Мальчевского, но это уже не Россия. Он заглянул к нам всего на несколько дней и ушел, но в памяти тех, кто видел его картины, я уверен, они остались навсегда. Яцек Мальчевский родился в 1854 году в Радоме, в семье обедневших шляхтичей. До 13 лет воспитанием будущего художника занимались его родители, отец - Юлиан и мать – Мария, которая происходила из рода Корвин-Шимановских. Отец был глубоко религиозным и культурным человеком, он считался знатоком творчества Данте и польских романтиков. Он оказал огромное влияние на формирование мировозрения Яцека, он привил ему идеи патриотизма и польского национального мессианства, которым были пропитаны произведения польских литературных романтиков. Чувство принадлежности к своему народу, любовь к отечественному пейзажу и знакомство с фольклором своей страны укрепило двухлетнее пребывание Мальчевского в имении дяди Феликса Карчевского, где его опекал будущий классик польской литературы Адольф Дыгасиньский. Вообще, Мальчевский в отличие от многих других художников, прожил довольно спокойную счастливую жизнь, можно сказать – академическую, но была в его жизни и тайна, которая могла оказать на него большое влияние – в Польще упорно ходят слухи, что Яцек Мальчевский был потомком древнего королевского рода Пястов, не спроста ведь его с детства окружали аристократы, согласитесь – это довольно необычно для мещанского отпрыска. Яцек Мальчевский - один из главных представителей «Молодой Польши». Учился в Кракове в Школе искусств (у Яна Матейки и других корифеев польской живописи) и в Ecole des Beaux-Arts в Париже. С 1897 года - член объединения «Искусство». После окончания учебы он много путешествовал, побывал в Италии, Германии, Австрии, Греции, Турции. В 1897-1900 и 1912-21 годах Мальчевский - профессор Академии искусств в Кракове. Он много работает и выставляется. Мальчевского рано признали. Творчество молодого художника было отмечено медалями на выставках в Мюнхене (1892), Берлине (1891) и Париже (1900). Он участвует в выставках в Чикаго, Санкт-Петербурге, Вене, Лондоне, Брюсселе, и везде его картины пользуются успехом. Поначалу он писал сцены из традиционной сельской жизни. Но в 1882-95 годах, обратившись к творчеству Юлиуша Словацкого и Артура Гроттгера, он создал много реалистических картин на темы январского восстания 1883 года (Воскресенье в шахте 1882, На этапе 1883, Богослужение накануне дня Всех святых у ссыльных.1892), отмеченных темным монохроматическим колоритом. К 1890 Мальчевский году вернулся к символизму, и создал особый стиль, в котором вымысел слился с реализмом. Для него характерна живая гамма цветов и прекрасные композиции. В этих картинах, полных грусти и задумчивости, реальным персонажам польской истории часто сопутствуют фавны, русалки, ангелы... («Интрордукция». 1890, «Меланхолия» 1890-94, «Порочный круг» 1895-97, ряд версий картин «Отравленный колодец», «Танатос и смерть Елленаэ» (героиня поэмы Словацого). Рисовал он также замечательные портреты («Польский Гамлет» - портрет Александра Велепольского» 1903, портрет Нобелевского лауреата Владислава Реймонта 1905, многочисленные автопортреты), Они были также написаны в аллегорическо-символической форме, по большей части на фоне пейзажей. Сформировавшись в веке 19-м, Мальчевский затем был заброшен в новое столетие и, сначала не слишком понимая эту разницу, продолжал вести себя так, как подсказывали ему его идеалы и его воспитание. В его картинах по-прежнему глядели вдаль крылатые женщины, юные поляки воплощали в себе грустные надежды многострадальной страны, золотились унылые равнины и сохранялось настроение отчужденной и достойной меланхолии, столь близкой и родной каждому интеллигентному поляку. Мир же не собирался застыть в этой величественной недвижимости, а кривлялся, корежился и всячески гримасничал, жонглируя новыми идеями и новыми приемами. Мальчевский гордо повернулся спиной ко всем художественным причудам, не замечая ни Сезанна, ни Пикассо. Вскоре, однако, отпетая молодежь умчалась далеко вперед. Не оглядывавшийся на нее Мальчевский, думая, что оставил друзей и коллег далеко за спиной, вдруг с трудом стал различать их стремительно удаляющиеся фигуры. Мечта его жизни оказалась осуществленной. Царская Россия пала, Австро-Венгрия развалилась, и воспрянула духом свободная независимая Польша. Для этой новой Польши благородная до нельзя фигура Мальчевского оказалась мало нужной — к нему относились почтительно, но держались от него в стороне, как держатся в стороне от благородной старухи-родственницы, давно утратившей состояние, но не собирающейся поступаться своей величественностью. Молодое поколение было занято тем, чтобы в сжатые сроки пережить опыт европейского авангарда и кубизм; сюрреализм, абстракционизм сменяли друг друга на новых выставках с головокружительной быстротой. Двадцатый век ворвался в Польшу, и этому двадцатому веку Мальчевский был чужд. Умер Мальчевский во славе и достатке в Кракове, в 1929 году. Его творчество считается одним из выдающихся явлений современного польского искусства. Хотелось бы, конечно, сравнить его с кем-нибудь из русских художников, да не получается, ну разве что с Врубелем, впрочем, Врубель тоже был поляком. А вот среди русских писателей у Мальчевского был единомышленник – это Булгаков. Некоторые работы Мальчевского просто могут быть иллюстрациями к роману «Мастер и Маргарита».
---
---
Ангел, я последую за тобой
Ангел, я последую за тобой
Ангел и пастушок I
Ангел и пастушок I
Ангел и пастушок II
Ангел и пастушок II
Христос и самаритянка
Христос и самаритянка
Христос и самаритянка
Христос и самаритянка
Рождественский сочельник в Сибири
Рождественский сочельник в Сибири
Внутренний дворик в зверинце, Краков
Внутренний дворик в зверинце, Краков
Смерть
Смерть
Смерть Елены
Смерть Елены
---
---
---
---
Прощание
Прощание
Геркулес на перепутье
Геркулес на перепутье
Идиллия
Идиллия
В облаке пыли
В облаке пыли
Пейзаж
Пейзаж
---
---
---
---
---
---
Lutoslawice
Lutoslawice
Меланхолия
Меланхолия
Момент создания спящей гарпии
Момент создания спящей гарпии
Моя жизнь. Детство
Моя жизнь. Детство
Моя жизнь. Моя душа
Моя жизнь. Моя душа
Моя жизнь. Возвращение
Моя жизнь. Возвращение
Мои модели
Мои модели
Одна струна
Одна струна
Вдохновение художника
Вдохновение художника
---
---
Отравленный колодец. Химера
Отравленный колодец. Химера
Отравленный колодец I
Отравленный колодец I
Отравленный колодец II
Отравленный колодец II
Отравленный колодец III
Отравленный колодец III
Отравленный колодец IV
Отравленный колодец IV
Отравленный колодец V
Отравленный колодец V
Польский Гамлет
Польский Гамлет
Польский Гектор
Польский Гектор
Полония
Полония
Портрет Адама Асника с музой
Портрет Адама Асника с музой
Портрет Эдварда Рачинского
Портрет Эдварда Рачинского
Портрет Эразма Барача
Портрет Эразма Барача
Портрет Феликса Ясинского
Портрет Феликса Ясинского
Портрет Марии Баловой
Портрет Марии Баловой
Портрет Станислава Брынярского
Портрет Станислава Брынярского
Портрет невесты художника
Портрет невесты художника
Портрет Вацлава Карчевского
Портрет Вацлава Карчевского
Портрет Владислава Реймонта
Портрет Владислава Реймонта
Примирение
Примирение
Покой
Покой
Воскресение
Воскресение
Автопортрет на фоне Вислы
Автопортрет на фоне Вислы
Автопортрет в доспехах
Автопортрет в доспехах
Автопортрет в белом
Автопортрет в белом
Автопортрет со смертью
Автопортрет со смертью
Автопортрет с гиацинтом
Автопортрет с гиацинтом
Автопортрет с палитрой
Автопортрет с палитрой
Автопортрет с писанкой
Автопортрет с писанкой
Автопортрет с черепом
Автопортрет с черепом
Святой Иоанн и Саломея
Святой Иоанн и Саломея
Подсолнухи
Подсолнухи
Танатос
Танатос
Танатос I
Танатос I
Танатос II
Танатос II
Танатос Ia
Танатос Ia
Садовница
Садовница
Модель
Модель
Маляр
Маляр
Блудный сын
Блудный сын
Дань (триптих)
Дань (триптих)
Дань (триптих)
Дань (триптих)
Дань (триптих)
Дань (триптих)
Три головы (триптих)
Три головы (триптих)
Три головы (триптих)
Три головы (триптих)
Три головы (триптих)
Три головы (триптих)
---
---
Неизвестный набросок портрета Станислава Брыни
Неизвестный набросок портрета Станислава Брыни
Порочный круг
Порочный круг
---
---
Зимний пейзаж
Зимний пейзаж
1905 год
1905 год

Старатель.com     E-mail: starat@yandex.ru