СТАРАТЕЛЬ.com

Ренессанс

оптимальное разрешение для просмотра страниц 1024x768
Ренессанс- - - -Диего Веласкес

Диего Веласкес

Диего ВеласкесВеласкес, Родригес Диего Де Сильва-и-Веласкес (1599–1660) – величайший испанский художник-реалист, заложивший основы психологического портрета в искусстве Европы. Внимание художника привлекали мифологические, исторические картины, пейзаж, бытовые сцены.
В 17 в. в Испании искусство переживало бурный расцвет, освобождаясь от иностранных влияний и приобретая яркий национальный характер. Главным заказчиком произведений искусства являлась католическая церковь, она же определяла идеи и темы. Из светской тематики в 17 в. получает широкое распространение сословный портрет, в основном посвященный изображению королевской семьи и высшей аристократии.

Веласкес родился в 1599 в небогатой дворянской семье в Севилье, в 1611 был отдан в обучение известному художнику Франсиско Пачеко (1564–1645), гуманисту, поэту, автору трактата по живописи. В его мастерской Веласкес учился рисунку, умению работать с натуры, изучал живописные приемы. В 1617 он был принят в корпорацию художников Севильи, что давало ему право иметь собственную мастерскую и получать заказы. В 1618 Веласкес женился на дочери своего учителя Ф.Пачеко.

Большинство ранних работ Веласкеса, созданных им в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен, главными героями которых становятся простые люди Севильи. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. «бодегон»). В ранних работах Веласкеса сцены решаются статично, немногочисленные действующие лица помещены на переднем плане, приближены к зрителю, фон темный, детали тщательно прописаны. В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. 1617, С.-Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. 1620, Лондон, собрание Веллингтона). И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея).

Старуха, жарящая яйца. 1618. Холст, масло. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург<br>Old Woman Frying Eggs. 1618. Oil on canvas. National Gallery of Scotland, Edinburgh, UK.
Старуха, жарящая яйца. 1618. Холст, масло. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Old Woman Frying Eggs. 1618. Oil on canvas. National Gallery of Scotland, Edinburgh, UK.
Трое за столом. 1618. Холст, масло. Эрмитаж<br>Three Men at Table. c. 1618. Oil on canvas. The Hermitage, St. Petersburg, Russia.
Трое за столом. 1618. Холст, масло. Эрмитаж
Three Men at Table. c. 1618. Oil on canvas. The Hermitage, St. Petersburg, Russia.
Христос в доме Марты и Марии. 1618. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон<br>Christ in the House of Martha and Mary. 1618. Oil on canvas. National Gallery, London, UK.
Христос в доме Марты и Марии. 1618. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон
Christ in the House of Martha and Mary. 1618. Oil on canvas. National Gallery, London, UK.
Христос в доме Марты и Марии. Фрагмент. 1618. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон<br>Christ in the House of Martha and Mary. Detail. 1618. Oil on canvas. National Gallery, London, UK.
Христос в доме Марты и Марии. Фрагмент. 1618. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон
Christ in the House of Martha and Mary. Detail. 1618. Oil on canvas. National Gallery, London, UK.
Христос в доме Марты и Марии. Фрагмент. 1618. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон<br>Christ in the House of Martha and Mary. Detail. 1618. Oil on canvas. National Gallery, London, UK.
Христос в доме Марты и Марии. Фрагмент. 1618. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон
Christ in the House of Martha and Mary. Detail. 1618. Oil on canvas. National Gallery, London, UK.
Крестьянский обед. 1618. Холст, масло. Szepmuveseti Muzeum, Будапешт <br>Peasants' Dinner. c. 1618. Oil on canvas. Szepmuveseti Muzeum, Budapest, Hungary.
Крестьянский обед. 1618. Холст, масло. Szepmuveseti Muzeum, Будапешт
Peasants' Dinner. c. 1618. Oil on canvas. Szepmuveseti Muzeum, Budapest, Hungary.
Кухарка с ужином. 1618. Холст, масло. Национальная галерея Ирландии, Дублин<br>Kitchen Maid with the Supper at Emmaus. c. 1618. Oil on canvas. National Gallery of Ireland, Dublin, Ireland.
Кухарка с ужином. 1618. Холст, масло. Национальная галерея Ирландии, Дублин
Kitchen Maid with the Supper at Emmaus. c. 1618. Oil on canvas. National Gallery of Ireland, Dublin, Ireland.
Голова девочки. 1618. Рисунок мелом. Национальная библиотека, Мадрид<br>Head of a Girl. c. 1618. Chalk drawing. Biblioteca Nacional, Madrid, Spain.
Голова девочки. 1618. Рисунок мелом. Национальная библиотека, Мадрид
Head of a Girl. c. 1618. Chalk drawing. Biblioteca Nacional, Madrid, Spain.
Поклонение волхвов. 1619. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>The Adoration of the Magi. 1619. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Поклонение волхвов. 1619. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
The Adoration of the Magi. 1619. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
St. Idelfonso Receiving the Chasuble from the Virgin. c. 1620. Oil on canvas. Museo de Bellas Artes, Seville, Spain.
St. Idelfonso Receiving the Chasuble from the Virgin. c. 1620. Oil on canvas. Museo de Bellas Artes, Seville, Spain.
Продавец воды в Севилье. 1620. Холст, масло. Музей Велингтона, Лондон<br>The Waterseller in Seville. c. 1620. Oil on canvas. Wellington Museum, London, UK.
Продавец воды в Севилье. 1620. Холст, масло. Музей Велингтона, Лондон
The Waterseller in Seville. c. 1620. Oil on canvas. Wellington Museum, London, UK.
Матушка Хиеронима де ла Фуенте. 1620. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид.<br>Mother Jeronima de la Fuente. 1620. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Матушка Хиеронима де ла Фуенте. 1620. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид.
Mother Jeronima de la Fuente. 1620. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Юноша (Автопортрет?). 1623/24. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>A Young Man (Self-Portrait?). 1623/24. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Юноша (Автопортрет?). 1623/24. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
A Young Man (Self-Portrait?). 1623/24. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Голова оленя. 1626/27. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Head of a Stag. 1626/27. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Голова оленя. 1626/27. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Head of a Stag. 1626/27. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Филипп IV в доспехах. 1628. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Philip IV in Armour. c. 1628. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Филипп IV в доспехах. 1628. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Philip IV in Armour. c. 1628. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Портрет Филиппа IV. 1628. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Portrait of Phillip IV. c. 1628. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Портрет Филиппа IV. 1628. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Portrait of Phillip IV. c. 1628. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Инфанта Мария, позже королева Венгрии. 1628-30. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Infanta Maria, Later Queen of Hungary. c. 1628-30. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Инфанта Мария, позже королева Венгрии. 1628-30. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Infanta Maria, Later Queen of Hungary. c. 1628-30. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Демокрит. 1628/29. Холст, масло. Музей изящных искусств, Рен, Франция<br>Democritus. 1628/29. Oil on canvas. Musee des Beaux-Arts, Rouen, France.
Демокрит. 1628/29. Холст, масло. Музей изящных искусств, Рен, Франция
Democritus. 1628/29. Oil on canvas. Musee des Beaux-Arts, Rouen, France.
Портрет юноши. 1628. Холст, масло. Пинакотека Альте, Мюнхен<br>Portrait of a Young Man. c. 1628. Oil on canvas. Alte Pinakothek, Munich, Germany.
Портрет юноши. 1628. Холст, масло. Пинакотека Альте, Мюнхен
Portrait of a Young Man. c. 1628. Oil on canvas. Alte Pinakothek, Munich, Germany.
Вахус. 1628/29. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Bachus. 1628/29. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Вахус. 1628/29. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Bachus. 1628/29. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Набросок головы Аполлона в Study for the Head of Apollo in "The Forge of Vulcan". Oil on canvas. Private collection. " border="0">
Набросок головы Аполлона в "Кузнице Вулкана". Холст, масло. Частная коллекция
Study for the Head of Apollo in "The Forge of Vulcan". Oil on canvas. Private collection.
Кузница Вулкана. 1630. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>The Forge of Vulcan. 1630. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Кузница Вулкана. 1630. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
The Forge of Vulcan. 1630. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Окровавленная одежда Иосифа принесенная Иакову. 1630. Холст, масло. <br>Joseph's Bloody Coat Brought to Jacob. 1630. Oil on canvas. Patrimonio Nacional, Monasterio de San Lorenzo de El Escorial, Madrid, Spain.
Окровавленная одежда Иосифа принесенная Иакову. 1630. Холст, масло.
Joseph's Bloody Coat Brought to Jacob. 1630. Oil on canvas. Patrimonio Nacional, Monasterio de San Lorenzo de El Escorial, Madrid, Spain.
Вилла Медичи в Риме (Павильон Ариадны). 1630. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Villa Medici in Rome (Pavillion of Ariadne). 1630. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Вилла Медичи в Риме (Павильон Ариадны). 1630. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Villa Medici in Rome (Pavillion of Ariadne). 1630. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Вилла Медичи в Риме (Фасад Гротто-Лоджии). 1630. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Villa Medici in Rome (Facade of the Grotto-Logia). 1630. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Вилла Медичи в Риме (Фасад Гротто-Лоджии). 1630. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Villa Medici in Rome (Facade of the Grotto-Logia). 1630. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Портрет женщины. 1630. Холст, масло. Картинная галерея, Берлин<br>Portrait of a Lady. c. 1630-33 Oil on canvas. Gemaldegalerie, Berlin, Germany.
Портрет женщины. 1630. Холст, масло. Картинная галерея, Берлин
Portrait of a Lady. c. 1630-33 Oil on canvas. Gemaldegalerie, Berlin, Germany.
Портрет мужчины, предположительно, Хуан Матеос, управляющего королевскими гончими . 1631/32. Холст, масло. Alte Meister Gallerie, Дрезден.<br>Portrait of a Gentleman, Probably of Juan Mateos, Master of the Royal Staghounds. c. 1631/32. Oil on canvas. Alte Meister Gallerie, Dresden, Germany.
Портрет мужчины, предположительно, Хуан Матеос, управляющего королевскими гончими . 1631/32. Холст, масло. Alte Meister Gallerie, Дрезден.
Portrait of a Gentleman, Probably of Juan Mateos, Master of the Royal Staghounds. c. 1631/32. Oil on canvas. Alte Meister Gallerie, Dresden, Germany.
Филипп IV в коричневом и серебре. 1631/32. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон<br>Philip IV in Brown and Silver. 1631/32. Oil on canvas. National Gallery, London, UK.
Филипп IV в коричневом и серебре. 1631/32. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон
Philip IV in Brown and Silver. 1631/32. Oil on canvas. National Gallery, London, UK.
Портрет королевы Изабеллы стоя. 1631/32. Холст, масло. Частная коллекция<br>Queen Isabel, Standing. 1631/32. Oil on canvas. Private collection.
Портрет королевы Изабеллы стоя. 1631/32. Холст, масло. Частная коллекция
Queen Isabel, Standing. 1631/32. Oil on canvas. Private collection.
Принц Балтазар Карлос с карликом. Холст, масло. Музей изобразительных искусств, Бостон<br>Prince Baltasar Carlos with a Dwarf. 1631. Oil on canvas. The Museum of Fine Arts, Boston, MA, USA.
Принц Балтазар Карлос с карликом. Холст, масло. Музей изобразительных искусств, Бостон
Prince Baltasar Carlos with a Dwarf. 1631. Oil on canvas. The Museum of Fine Arts, Boston, MA, USA.
Распятый Христос. 1632. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Christ Crucified. c. 1632. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Распятый Христос. 1632. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Christ Crucified. c. 1632. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Портрет инфанта Дона Фернандо Автрийского (Младшего брата Филиппа IV) на охоте. 1632/33. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>The Cardinal Infante Don Fernando (Philip IV's Younger brother) as a Hunter. c. 1632/33. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Портрет инфанта Дона Фернандо Автрийского (Младшего брата Филиппа IV) на охоте. 1632/33. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
The Cardinal Infante Don Fernando (Philip IV's Younger brother) as a Hunter. c. 1632/33. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Конный портрет принца Балтазара Карлоса. 1634/35. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Prince Baltasar Carlos on Horseback. 1634/35. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Конный портрет принца Балтазара Карлоса. 1634/35. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Prince Baltasar Carlos on Horseback. 1634/35. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Белая лошадь. 1634/35. Холст, масло. Королевский дворец, Мадрид<br>A White Horse. c. 1634/35. Oil on canvas. Palacio Real, Madrid, Spain.
Белая лошадь. 1634/35. Холст, масло. Королевский дворец, Мадрид
A White Horse. c. 1634/35. Oil on canvas. Palacio Real, Madrid, Spain.
Филипп III верхом. 1634/35. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Philip III on Horseback. c. 1634/35. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Филипп III верхом. 1634/35. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Philip III on Horseback. c. 1634/35. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Королева Маргарита верхом. 1634/35. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Queen Margarita on Horseback. 1634/35. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Королева Маргарита верхом. 1634/35. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Queen Margarita on Horseback. 1634/35. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Граф Оливарес верхом. 1634. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Count-Duke of Olivares on Horseback. 1634. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Граф Оливарес верхом. 1634. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Count-Duke of Olivares on Horseback. 1634. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Сдача Бреды. 1634/35. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Surrender of Breda (Las Lanzas). 1634/35. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Сдача Бреды. 1634/35. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Surrender of Breda (Las Lanzas). 1634/35. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Сдача Бреды (Фрагмент). 1634/35. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Surrender of Breda (Las Lanzas). Detail. 1634/35. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Сдача Бреды (Фрагмент). 1634/35. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Surrender of Breda (Las Lanzas). Detail. 1634/35. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Сдача Бреды (Фрагмент). 1634/35. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Surrender of Breda (Las Lanzas). Detail. 1634/35. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Сдача Бреды (Фрагмент). 1634/35. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Surrender of Breda (Las Lanzas). Detail. 1634/35. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Сдача Бреды (Фрагмент). 1634/35. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Surrender of Breda (Las Lanzas). Detail. 1634/35. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Сдача Бреды (Фрагмент). 1634/35. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Surrender of Breda (Las Lanzas). Detail. 1634/35. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Филипп IV верхом. 1635. Холст, масло. Галерея Палатина, Флоренция<br>Philip IV on Horseback. c. 1635. Oil on canvas. Palazzo Pitti, Galleria Palatina, Florence, Italy.
Филипп IV верхом. 1635. Холст, масло. Галерея Палатина, Флоренция
Philip IV on Horseback. c. 1635. Oil on canvas. Palazzo Pitti, Galleria Palatina, Florence, Italy.
Принц Балтазар Карлос на охоте. 1634/35. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Prince Baltasar Carlos as a Hunter. 1635/36. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Принц Балтазар Карлос на охоте. 1634/35. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Prince Baltasar Carlos as a Hunter. 1635/36. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Аббат Св.Антоний и отшельник Св.Павел. 1635-38. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>St. Anthony Abbot and St. Paul the Hermit. c. 1635-38. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Аббат Св.Антоний и отшельник Св.Павел. 1635-38. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
St. Anthony Abbot and St. Paul the Hermit. c. 1635-38. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Принц Балтазар Карлос с графом Оливаресом в королевских конюшнях. 1636. Королевское собрание, Великобритания<br>Prince Baltasar Carlos with the Count-Duke of Olivares at the Royal Mews. c. 1636. Oil on canvas. Royal Collection, UK.
Принц Балтазар Карлос с графом Оливаресом в королевских конюшнях. 1636. Королевское собрание, Великобритания
Prince Baltasar Carlos with the Count-Duke of Olivares at the Royal Mews. c. 1636. Oil on canvas. Royal Collection, UK.
The Buffoon Calabazaz (Calabacillas). 1637-39. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
The Buffoon Calabazaz (Calabacillas). 1637-39. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Марс. 1639-41. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Mars. c. 1639-41. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Марс. 1639-41. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Mars. c. 1639-41. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Эзоп. 1639-41. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Aesop. c. 1639-41. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Эзоп. 1639-41. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Aesop. c. 1639-41. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Вышивальшица. 1640. Холст, масло. Национальная художественная галерея, Вашингтон<br>The Needlewoman. c. 1640. Oil on canvas. The National Gallery of Art, Washington, DC, USA.
Вышивальшица. 1640. Холст, масло. Национальная художественная галерея, Вашингтон
The Needlewoman. c. 1640. Oil on canvas. The National Gallery of Art, Washington, DC, USA.
Автопортрет. 1643. Холст, масло. Галерея Уфицци,Флоренция<br>Self-Portrait. 1643. Oil on canvas. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy.
Автопортрет. 1643. Холст, масло. Галерея Уфицци,Флоренция
Self-Portrait. 1643. Oil on canvas. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy.
Карлик Франциско Лезано. 1643-45. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>The Dwarf Francisco Lezcano. c. 1643-45. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Карлик Франциско Лезано. 1643-45. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
The Dwarf Francisco Lezcano. c. 1643-45. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Миф об Арахне (Пряхи). 1644-48. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>The Fable of Arachne (Las Hilanderas). c. 1644-48. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Миф об Арахне (Пряхи). 1644-48. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
The Fable of Arachne (Las Hilanderas). c. 1644-48. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Арахна (Сибилла). 1644-48. Холст, масло. Музей Мидоуз, Южный Методический университет, Даллас, США<br>Arachne (A Sibyl?). c. 1644-48. Oil on canvas. Meadows Museum, Southern Methodist University, Dallas, TX, USA.
Арахна (Сибилла). 1644-48. Холст, масло. Музей Мидоуз, Южный Методический университет, Даллас, США
Arachne (A Sibyl?). c. 1644-48. Oil on canvas. Meadows Museum, Southern Methodist University, Dallas, TX, USA.
Венера в зеркале. 1644-48. Холст, масло. Национальная Галерея, Лондон<br>Venus at Her Mirror. c. 1644-48. Oil on canvas. National Gallery, London, UK.
Венера в зеркале. 1644-48. Холст, масло. Национальная Галерея, Лондон
Venus at Her Mirror. c. 1644-48. Oil on canvas. National Gallery, London, UK.
Карлик с книгой на коленях (Дон Диего де Аседо, ель Примо). 1645. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>A Dwarf Holding a Tome on His Lap (Don Diego de Acedo, el Primo). c. 1645. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Карлик с книгой на коленях (Дон Диего де Аседо, ель Примо). 1645. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
A Dwarf Holding a Tome on His Lap (Don Diego de Acedo, el Primo). c. 1645. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Карлик, сидящий на полу (Дон Себастиян де Морра). 1645. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>A Dwarf Sitting on the Floor (Don Sebastian de Morra?) c. 1645. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Карлик, сидящий на полу (Дон Себастиян де Морра). 1645. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
A Dwarf Sitting on the Floor (Don Sebastian de Morra?) c. 1645. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Коронация Богоматери. 1645. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>The Coronation of the Virgin. c. 1645. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Коронация Богоматери. 1645. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
The Coronation of the Virgin. c. 1645. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Хуан де Парейа. 1649/50. Холст, масло. Музей Искусств Метрополитен, Нью-Йорк<br>Juan de Pareja. 1649/50. Oil on canvas. The Metropolitan Museum of Art, New York, USA.
Хуан де Парейа. 1649/50. Холст, масло. Музей Искусств Метрополитен, Нью-Йорк
Juan de Pareja. 1649/50. Oil on canvas. The Metropolitan Museum of Art, New York, USA.
Папа Иннокентий Х. 1650. Холст, масло. Галерея Дориа Памфили, Рим<br>Pope Innocent X. 1650. Oil on canvas. Galleria Doria Pamphilj, Rome, Italy.
Папа Иннокентий Х. 1650. Холст, масло. Галерея Дориа Памфили, Рим
Pope Innocent X. 1650. Oil on canvas. Galleria Doria Pamphilj, Rome, Italy.
Инфанта Мария Тереза. 1651/52. Холст, масло. Музей Искусств Метрополитен, Нью-Йорк<br>Infanta Maria Teresa. 1651/52. Oil on canvas. The Metropolitan Museum of Art, New York, USA.
Инфанта Мария Тереза. 1651/52. Холст, масло. Музей Искусств Метрополитен, Нью-Йорк
Infanta Maria Teresa. 1651/52. Oil on canvas. The Metropolitan Museum of Art, New York, USA.
Королева Мариана. 1652/53. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Queen Mariana. 1652/53. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Королева Мариана. 1652/53. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Queen Mariana. 1652/53. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Портрет Филиппа IV. 1652/53. Холст, масло. Музей истории искусства, Вена<br>Portrait of Phillip IV. 1652/53. Oil on canvas. Kunsthistorisches Museum, Vienna, Austria.
Портрет Филиппа IV. 1652/53. Холст, масло. Музей истории искусства, Вена
Portrait of Phillip IV. 1652/53. Oil on canvas. Kunsthistorisches Museum, Vienna, Austria.
Инфанта Маргарита. 1653. Холст, масло. Музей истории искусства, Вена<br>Infanta Margarita. 1653. Oil on canvas. Kunsthistorisches Museum, Vienna, Austria.
Инфанта Маргарита. 1653. Холст, масло. Музей истории искусства, Вена
Infanta Margarita. 1653. Oil on canvas. Kunsthistorisches Museum, Vienna, Austria.
Инфанта Маргарита. 1636. Холст, масло. Музей истории искусства, Вена<br>Infanta Margarita. c. 1636. Oil on canvas. Kunsthistorisches Museum, Vienna, Austria.
Инфанта Маргарита. 1636. Холст, масло. Музей истории искусства, Вена
Infanta Margarita. c. 1636. Oil on canvas. Kunsthistorisches Museum, Vienna, Austria.
Менины (автопортрет с членами королевской семьи). 1656/57. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Las Meninas (The Maids of Honor) or the Royal Family. 1656/57. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Менины (автопортрет с членами королевской семьи). 1656/57. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Las Meninas (The Maids of Honor) or the Royal Family. 1656/57. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Менины (автопортрет с членами королевской семьи). Фрагмент. 1656/57. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Las Meninas (The Maids of Honor) or the Royal Family. Detail. Self-Portrait. 1656/57. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Менины (автопортрет с членами королевской семьи). Фрагмент. 1656/57. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Las Meninas (The Maids of Honor) or the Royal Family. Detail. Self-Portrait. 1656/57. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Инфанта Маргарита. 1658-60. Холст, масло. Музей восточного и западного искусства им. Богдана и Варвары Ханенко, Киев<br>Infanta Margarita. c. 1658-60. Oil on canvas. Kiev Museum of Western Art, Kiev, Ukraine.
Инфанта Маргарита. 1658-60. Холст, масло. Музей восточного и западного искусства им. Богдана и Варвары Ханенко, Киев
Infanta Margarita. c. 1658-60. Oil on canvas. Kiev Museum of Western Art, Kiev, Ukraine.
Инфанта Маргарита в голубой одежде. 1659. Холст, масло. Музей истории искусства, Вена<br>Infanta Margarita in a Blue Dress. 1659. Oil on canvas. Kunsthistorisches Museum, Vienna, Austria.
Инфанта Маргарита в голубой одежде. 1659. Холст, масло. Музей истории искусства, Вена
Infanta Margarita in a Blue Dress. 1659. Oil on canvas. Kunsthistorisches Museum, Vienna, Austria.
Меркурий и Аргус. 1659. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид<br>Mercury and Argus. c. 1659. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
Меркурий и Аргус. 1659. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид
Mercury and Argus. c. 1659. Oil on canvas. Museo del Prado, Madrid, Spain.
<br>Prince Felipe Prospero. 1659. Oil on canvas. Kunsthistorisches Museum, Vienna, Austria.

Prince Felipe Prospero. 1659. Oil on canvas. Kunsthistorisches Museum, Vienna, Austria.
<br>Portrait of an Old Gentleman with a Gold Chain and Cross of Order. Oil on canvas. Alte Meister Gallerie, Dresden, Germany.

Portrait of an Old Gentleman with a Gold Chain and Cross of Order. Oil on canvas. Alte Meister Gallerie, Dresden, Germany.
<br>Portrait of Caspar de Guzman, Count of Olivares, Prime Minister of Philip IV. Oil on canvas. Alte Meister Gallerie, Dresden, Germany.

Portrait of Caspar de Guzman, Count of Olivares, Prime Minister of Philip IV. Oil on canvas. Alte Meister Gallerie, Dresden, Germany.
Продавец воды в Севилье. 1620. Холст, масло. Palazzo Pitti, Galleria Palatina, Флоренция<br>The Waterseller in Seville. Oil on canvas. Palazzo Pitti, Galleria Palatina, Florence, Italy.
Продавец воды в Севилье. 1620. Холст, масло. Palazzo Pitti, Galleria Palatina, Флоренция
The Waterseller in Seville. Oil on canvas. Palazzo Pitti, Galleria Palatina, Florence, Italy.

В 1622 Веласкес едет в Мадрид, но возвращается в Севилью, а в 1623 королевский капеллан Фонсека вызывает Веласкеса в столицу. Написанный и показанный при дворе портрет капеллана поразил всех реалистичностью трактовки образа и вызвал одобрение короля. Филипп IV (1621–1665) заказывает Веласкесу свой конный портрет, имевший большой успех (не сохранился).

Веласкес пользуется покровительством Филиппа IV: 6 октября 1623 он назначен придворным живописцем, вскоре становится камергером короля, получает во дворце мастерскую рядом с королевскими покоями, назначен хранителем королевских коллекций, что давало возможность изучать произведения прославленных мастеров.

В первые годы пребывания в Мадриде Веласкес выполнил ряд официальных заказов: парадные портреты короля, членов его семьи, представителей знати. Парадный портрет 17 в. предполагал соблюдение определенных приемов в изображении модели: фигура изображалась в величественной позе, в парадном платье, занимала весь холст. Согласно испанскому этикету, аристократы не должны были проявлять чувств, поэтому выражение лиц на портретах того времени – застывшее и высокомерное.

Но Веласкес не ограничивался достижением портретного сходства, он отражал внутренний мир человека. Портрет Дона Карлоса (ок. 1626, Мадрид, Прадо), Портрет Филиппа IV (1628, Мадрид, Прадо). Заказанная королем картина Вакх (Пьяницы) (1629, Мадрид, Прадо) на мифологическую тематику трактуется Веласкесом как сцена из народной жизни, пирушка веселых крестьян. Вместо темного фона в полотне появлился пейзаж. Эта первая работа Веласкеса на мифологический сюжет, хотя и интерпретированная в бытовом аспекте, была одобрена королем.

В 1629 Веласкес едет в Италию на два года, знакомясь с памятниками античности, эпохи Возрождения. Прибыв в Рим, Веласкес был приглашен остановиться в Ватикане, где он, пользуясь покровительством папы, копирует фрески Микеланджело и Рафаэля.

Вновь обращаясь к мифологической теме в Кузнице Вулкана (1630, Мадрид, Прадо), Веласкес придает изображению жанровый характер. В этой картине проявилась основная черта испанского искусства – стремление самые далекие от реальности сюжеты представить в привычных образах, взятых из современной жизни.

В 1631 Веласкес возвращается в Мадрид и получает заказ от короля написать портрет наследника трона: Портрет Бальтасара Карлоса в сопровождении карлика (1631, Бостон, Музей изящных искусств). В это же время Веласкес создает Распятие (1631, Мадрид, Прадо) для монастыря бенедиктинок Сан Пласидо в Мадриде, написанное легкими, прозрачными мазками.

Он все больше внимания уделяет пейзажу, который в живописи Испании еще не получил самостоятельности. Но мастер использует пейзаж в качестве фона в сериях парадных конных портретов, которые он создает по заказу короля в 1630-е. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. На фоне тонко прописанных пейзажей показаны всадники: мужчины в костюмах полководцев, женщины – в роскошных туалетах. Вторая серия из трех портретов, на которых члены королевской семьи показаны в охотничьих костюмах, отличается большей интимностью. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. В охотничьих портретах Веласкес достигает светового единства первого и второго планов, хотя до конца они еще не объединены. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо).

Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха; в центре картины изображался главный герой в окружении свиты; вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др.), часто вся картина представляла собой аллегорию. Веласкес отказался от этих условностей, закладывая основы реалистической исторической картины. В центре полотна показаны испанский и голландский полководцы в момент передачи ключей от крепости. Драматизм раскрывается через психологические характеристики главных действующих лиц, показанных с портретной достоверностью.

В 40-е, в период зрелости, Веласкес пишет много портретов. Известен парадный Портрет короля в военном костюме, т.н. «Ля Фрага» (1644, Нью-Йорк, Музей Фрик), получивший свое название, т.к. был написан в г. Фрага. Король предстает в важной позе, с надменным взглядом и с горделивым поворотом головы. Художник не льстит ему, подчеркивая неприятные черты, но цветовое и живописное решение сделало картину всемирно известной.

В эти же годы Веласкес пишет ряд камерных портретов, сосредотачивая внимание на лице заказчика и его внутреннем мире. Портрет Оливареса (ок. 1640, С.-Петербург, Эрмитаж). Среди портретов 30–40-х особое место занимают серия портретов королевских шутов, душевнобольных и карликов. Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью. Портрет карлика Себастьяно Мора (ок. 1648, Мадрид, Прадо).

В 1649 Веласкес вновь едет в Италию покупать картины для королевской коллекции. В Италии в 1650 Веласкес был принят в члены художественной академии св. Луки. Проведя в Италии два года, Веласкес обращается к пейзажу. Он создает две небольшие пейзажные картины Виды виллы Медичи (1650, Мадрид, Прадо), на которых изображаются запущенные уголки парка виллы Медичи.

В Италии Веласкес продолжает писать портреты, получая много заказов. Портрет Иннокентия X (1650, Рим, Галерея Дориа) – одна из вершин европейского портретного реализма 17 в. Папа в парадном облачении предстает перед зрителями как человек яркого темперамента, властный, энергичный. Заостряя индивидуальные черты, Веласкес изобразил человека умного, жестокого, хитрого. Портрет, ошеломивший современников, входит в сокровищницу мирового искусства.

В 1651 Веласкес возвращается в Мадрид, где он создает знаменитую Венеру с зеркалом (1657, Лондон, Национальная галерея). Тема античной богини любви и красоты была навеяна итальянскими впечатлениями, в Испании изображение обнаженного женского тела запрещалось инквизицией. Веласкес показывает красоту живой женщины, гибкой, исполненной грации, сближая божественный образ с земным.

В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. В большом зале стоя перед холстом, он пишет портрет королевской четы, которая находится за пределами картины, отражения монархов видно в зеркале, висящем на противоположной стене. Присутствие короля и королевы определяет парадный характер картины, но она одновременно явилась рассказом о жизни королевской семьи. Главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Художник передает ее мягкие, детские черты лица. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. В Менинах Веласкес показывает придворных в будничной обстановке, возвеличивая повседневность, представив ее приподнято-монументально. То обстоятельство, что королевская чета находится вне холста, имеет еще одно значение: картина раздвигала свои границы.

В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Композиция построена на двух уровнях: на заднем плане показаны три дамы, рассматривающие шпалеры, на одной из которых изображен миф об Арахне. На переднем плане – несколько работниц. Это произведение – первое в истории европейского искусства произведение, прославляющее деятельность простого человека. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес.

В 1659 Веласкесу было пожаловано звание кавалера ордена Сант-Яго – одного из высших орденов Испании. В последние годы жизни Веласкес создает множество женских портретов: портреты инфанты Маргариты, два из которых находятся в Вене, в Музее истории искусств. Он умер 7 августа 1660.

Веласкес, обращаясь к реальной действительности, пронес через свое творчество идеи гуманизма. Расширив тематику живописи, он развил ее жанры, в своих произведениях давал героям отточенные характеристики, раскрывая их внутренний мир. В портретах он никогда не льстил моделям, показывая каждого в индивидуальной неповторимости. Достоинства колорита полотен Веласкеса сочетаются с ясностью и простотой композиции.

Нина Байор

Другой вариант биографии

 

Литература:
http://www.krugosvet.ru/articles/120/1012055/1012055a1.htm

 

Старатель.com     E-mail: starat@yandex.ru