Главная страница- - -Импрессионизм- - - Камиль Писсарро Rambler's Top100
Rambler's Top100

Камиль Писсарро

Камиль ПиссарроКамиль Писсарро родился на Антильских островах, вскоре его семья переезжает в Париж, где он посещает Школу изящных искусств (1842-1847). Затем возвращается на Антильские острова, работает в Венесуэле с датским художником Мельби. В 1855 г. вновь приезжает в Париж и продолжает учебу в академии Сюиса, где знакомится с Клодом Моне. Много времени проводит в работе на открытом воздухе. Ранний период творчества отмечен сильным влиянием Камиля Коро и Густава Курбе. В 1860-х гг. его милые, не противоречащие канонам официального искусства пейзажи несколько раз выставлялись в Салонах. Вскоре, преодолев влияние Густава Курбе и выработав свой собственный стиль, Писсарро оказывается в числе отверженных и впадает в глубокую нищету, не имея возможности продать свои картины. В минуты отчаяния пытается навсегда порвать с живописью.

Во время франко-прусской войны Камиль Писсарро уезжает в Лондон, где вместе с Клодом Моне пишет с натуры лондонские пейзажи. А в это время его дом в Лувесьенне был захвачен пруссаками и разграблен. Большинство оставшихся там картин было уничтожено: солдаты использовали их в качестве фартуков или стелили в саду под ноги во время дождя.
По возвращении в Париж Писсарро по-прежнему живет в нищете, пришедшая на смену империи республика ничего не изменила в жизни Франции, а печальные события, связанные с войной, конфискацией и Коммуной, лишили буржуа возможности покупать картины. В это время Камиль Писсарро берет под свое покровительство молодого художника из Экс-ан-Прованса П.Сезанна, и они вместе работают в Понтуазе. Он делится с молодым художником своим опытом в работе с цветом, который, по мнению Камиль Писсарро, являлся уникальным изобразительным средством: с его помощью можно было не только передать материальную сущность предмета, но и его форму. Положенные рядом легкие мазки чистого цвета начинают удивительным образом взаимодействовать друг с другом, рождая вибрирующую тональную гамму, а нанесенные крестообразно параллельными диагоналями, они создают ощущение глубины и придают звучанию картины определенный ритм ("Пейзаж в Понтуазе", 1874, Национальный музей, Стокгольм; "Сад и цветущие деревья. Весна", 1877, Музей Орсэ, Париж).
Пейзажи Камиля Писсарро не похожи на искрящиеся и артистичные картины Клода Моне, но они отмечены большей непосредственностью реалистического восприятия природы. Очень редко использует Камиль Писсарро фрагментарную "случайность" композиции, предпочитая ей более законченное построение своих полотен ("Въезд в деревню Вуазен", 1872, Музей Орсэ, Париж; "Вспаханная земля", 1874, ГММИ, Москва). Это стремление Писсарро к упорядоченности композиции и весомой пластике форм ощущается в его картине "Улица в Сидхеме" (1871), связанной еще с традициями художников барбизонской школы. Мягким лиризмом отмечен сельский пейзаж "Красные крыши" (1877, Музей Орсэ, Париж).
Как все импрессионисты, Камиль Писсарро любил рисовать город, который пленил его своим бесконечным движением, течением потоков воздуха и игрой света. Он воспринимал его как живой, беспокойный организм, способный изменяться в зависимости от времени года, степени освещенности и т.д...

Ржаные поля Понтуаза.
Ржаные поля Понтуаза.
Красные крыши.
Красные крыши.
Остров Лакруа, Руан, туман.
Остров Лакруа, Руан, туман.
Поезд, Бедфорд-Парк.
Поезд, Бедфорд-Парк.
Набережная Малаке солнечным днём. 1903
Набережная Малаке солнечным днём. 1903
Понт-Неф (Самый старый мост во Франции). 1902
Понт-Неф (Самый старый мост во Франции). 1902
Церковь святого Иакова а Дьеппе. 1901
Церковь святого Иакова а Дьеппе. 1901
Ярмарка в Дьеппе. Солнечное утро. 1901
Ярмарка в Дьеппе. Солнечное утро. 1901
Натюрморт с кофейником. 1900
Натюрморт с кофейником. 1900
Сады Тюильри. 1900
Сады Тюильри. 1900
Сады Тюильри в дождь. 1899
Сады Тюильри в дождь. 1899
У французского театра. 1898
У французского театра. 1898
Старый рынок в Руане. 1898
Старый рынок в Руане. 1898
Бульвар Монмартр утром, облачно. 1897
Бульвар Монмартр утром, облачно. 1897
Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно. 1897
Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно. 1897
Бульвар Монмартр зимним утром. 1897
Бульвар Монмартр зимним утром. 1897
Бульвар Монмартр ночью 1897
Бульвар Монмартр ночью 1897
Утро, небо затянуто облаками, Руан. 1896
Утро, небо затянуто облаками, Руан. 1896
Мост в Руане, мелкий дождь. 1896
Мост в Руане, мелкий дождь. 1896
Мост в Руане, заход солнца, туман. 1896
Мост в Руане, заход солнца, туман. 1896
Женщина с зелёным платком 1893
Женщина с зелёным платком 1893
Беседа. 1892
Беседа. 1892
Вид из окна художника в Эрагни. 1888
Вид из окна художника в Эрагни. 1888
Женщина в фруктовом саду. Весенний солнечный свет, Эрагни (пригород Парижа). 1887
Женщина в фруктовом саду. Весенний солнечный свет, Эрагни (пригород Парижа). 1887
Женщина вешающая бельё. 1887
Женщина вешающая бельё. 1887
Сбор яблоков. 1886
Сбор яблоков. 1886
Женщина и ребёнок у колодца. 1882
Женщина и ребёнок у колодца. 1882
Птичий рынок в Понтуазе. 1882
Птичий рынок в Понтуазе. 1882
Тачка. 1881
Тачка. 1881
Пастушка. 1881
Пастушка. 1881
Крестьянка в шляпе. 1881
Крестьянка в шляпе. 1881
Пейзаж в Чапонвале. 1880
Пейзаж в Чапонвале. 1880
Прачка. 1880
Прачка. 1880
Огород в Эрмитаже возле Понтуаза. 1879
Огород в Эрмитаже возле Понтуаза. 1879
Дровосек. 1879
Дровосек. 1879
Дом в снегу в Понтуазе. 1879
Дом в снегу в Понтуазе. 1879
Ярмарка в Эрмитаже в Понтуазе. 1878
Ярмарка в Эрмитаже в Понтуазе. 1878
La Cote des Boeufs в Эрмитаже возле Понтуаза. 1877
La Cote des Boeufs в Эрмитаже возле Понтуаза. 1877
Огород и деревья в цветении, весна, Понтуаз. 1877
Огород и деревья в цветении, весна, Понтуаз. 1877
Жатва в Майне. 1876
Жатва в Майне. 1876
Пастух в Понтуазе. 1874
Пастух в Понтуазе. 1874
Эрмитаж в Понтуизе. 1874
Эрмитаж в Понтуизе. 1874
Автопортрет. 1873
Автопортрет. 1873
Изморозь. 1873
Изморозь. 1873
Сад в Понтуазе. 1873
Сад в Понтуазе. 1873
Каштаны в Лувесьенне. 1872
Каштаны в Лувесьенне. 1872
Фруктовый сад в цвету, Лувесьенн. 1872
Фруктовый сад в цвету, Лувесьенн. 1872
Въезд в деревню Войсин. 1872
Въезд в деревню Войсин. 1872
Дорога в Лувесьенн. 1872
Дорога в Лувесьенн. 1872
Лес. 1870
Лес. 1870
Дорога из Версаля в Лувесьенне. 1870
Дорога из Версаля в Лувесьенне. 1870
Весна в Лувесьенне. 1870
Весна в Лувесьенне. 1870
Дорога из Версаля в Лувесьенне. 1870
Дорога из Версаля в Лувесьенне. 1870
Дорога из Версаля в Лувесьенне. 1869
Дорога из Версаля в Лувесьенне. 1869
Эрмитаж. 1868
Эрмитаж. 1868
Эрмитаж. 1868
Эрмитаж. 1868
Джелаиз в Понтуазе. 1867
Джелаиз в Понтуазе. 1867
Эрмитаж в Понтуазе. 1867
Эрмитаж в Понтуазе. 1867
Натюрморт. 1867
Натюрморт. 1867
Bords de la Marne en hiver. 1866
Bords de la Marne en hiver. 1866
Chennevieres au bord de la Marne. 1864
Chennevieres au bord de la Marne. 1864
Bords de la Marne. 1864
Bords de la Marne. 1864
Пруд в Майне
Пруд в Майне
Портрет мадам Писсаро, шьющей у окна
Портрет мадам Писсаро, шьющей у окна
Женщина шьет
Женщина шьет
Разговор двух крестьянок под деревьями
Разговор двух крестьянок под деревьями
Девушка шьет
Девушка шьет
Сидящие крестьянки, шьют
Сидящие крестьянки, шьют
Женщина и ребенок за рукоделием
Женщина и ребенок за рукоделием
Утреннее солнце на снегу, 1895
Утреннее солнце на снегу, 1895
Варенжвилль. Закат, 1899
Варенжвилль. Закат, 1899
Оперный проезд в Париже, 1898. Музей д'Орсе
Оперный проезд в Париже, 1898. Музей д'Орсе
Каштаны в Овсни, 1873. Частное собрание, Нью-Джерси
Каштаны в Овсни, 1873. Частное собрание, Нью-Джерси
Красные крыши
Красные крыши
Дилижанс на Аннери
Дилижанс на Аннери
Серый день на берегу Узы близ Понтуаза
Серый день на берегу Узы близ Понтуаза
Место для стирки белья в Понтуазе
Место для стирки белья в Понтуазе
Дровосек
Дровосек
Пейзаж с затопленными полями
Пейзаж с затопленными полями
Пейзаж близ Понтуаза
Пейзаж близ Понтуаза
Малый мост в Понтуазе
Малый мост в Понтуазе
Дилижанс из Лувесьенна, 1870
Дилижанс из Лувесьенна, 1870
Урожай
Урожай
Ла Варенн-де-Сен-Илэр
Ла Варенн-де-Сен-Илэр
Сенокос
Сенокос
Улица в Руане
Улица в Руане
Пейзаж с большими деревьями
Пейзаж с большими деревьями

Так, например, художник написал 30 картин с изображением бульвара Монмартр, рассматривая его из одного и того же окна ("Бульвар Монмартр в Париже", 1897, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В своих работах Камилю Писсарро удалось избежать крайнего проявления пленэра, когда материальные предметы словно растворяются в мерцании световоздушного пространства ("Снег в Лувесьенне", 1872, собрание Пола Розенберга, Нью-Йорк; "Улица в Лувесьенне", 1873, Музей Орсэ, Париж).

Многие его работы отличает интерес к характерной выразительности, даже портретности, присущей городскому пейзажу ("Вид на Руан", 1898, Музей Орсэ, Париж).
В конце 1880-х гг. Камиль Писсарро на некоторое время увлекается дивизионизмом, но постоянно живущее в нем стремление правдиво и достоверно передавать увиденное и пережитое в пейзаже все же одерживает верх, и художник возвращается к своему прежнему художественному методу.

Этой жаждой достоверности объясняется и интерес художника к человеку, воплотившийся в жанровых картинах, при создании которых Камиль Писсарро пытался упорядочить мазок и создать, в противовес своим прошлым пленэрным исканиям, некий долговечный монументальный импрессионизм ("Кофе с молоком", 1881, Художественный институт, Чикаго; "Девочка с веткой", 1881, Музей Орсэ, Париж; "Женщина с ребенком у колодца", 1882, Художественный институт, Чикаго; "Рынок: торговка мясом", 1883, Галерея Тейт, Лондон).

Список использованной литературы
1 Алексеева А. Две зимы. В кн.: С веком наравне. Рассказы о картинах. Т.2. М.,1969
2 Богданов – Березовский В. Кустодиев. В кн.: Богданов – Березовский В. встречи. М.,1967
3 Виннер А. Живописная техника К. Коровина. « Художник», 1968,№9
4 Власова Р.И. Константин Коровин. Творчество. Л.,1969.
5 Гусарова А.П. Константин Коровин путь художника, художник и время.
«Советский художник» М.,1990.
6 Дмитриевский В.Н. и Катернина Е.Р. Шаляпин в Петербурге-Петрограде Л.,1969
7 Докучаева В.Н. Борис Кустодиев жизнь в творчестве
«изобразительное искусство» М.,1991.
8 Зингер Л. Портрет в руской советской живописи. Л.,1966.
9 Зотов А. Константин Коровин «Искусство», 1961, «12.
10 Зинльберштейн И.С. и Самков В.А. Константин Коровин вспоминает
«Изобразительное искусство» М.,1990.
11 Капланова С.Г. Б.М.Кустодиев. Альбом. Л.,1971
12 Капланова С.Г. Кустодиев «Художник», 1969 №7
13 Коган Д.З. Константин Коровин М.,1964
14 Коган Д.З. Мамонтовский кружок. М.,1970
15 Комаровская Н.И. О Константине Коровине. Л.,1961
16 Константин Коровин. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания. М.,1963
17 Луначарский А.В. Статьи об искусстве. М.,1941
18 Лебедева Виктория. Кустодиев время, жизнь, творчество.
«Детская литература» М.,1984.

 

Главная страница- - -Импрессионизм- - - Камиль Писсарро Rambler's Top100

 

©2007 Старатель.        E-mail: starat@yandex.ru