СТАРАТЕЛЬ.com

Русская живопись

оптимальное разрешение для просмотра страниц 1024x768

Русская живопись - - - - ДРЕВИН Александр Давидович

Rambler's Top100

ДРЕВИН Александр Давидович


1869, Венден, Лифляндская губ. - 1938, ? Один из лидеров русского авангарда 1920-30-х гг., А. Д. Древин последовательно отстаивал принципы станкового искусства. Уникальная стилистика его живописи почти не имеет аналогов в отечественном искусстве XX в. Несмотря на то что творчество художника легко поддается разделению на ряд периодов, оно предстает необыкновенно цельным по духу, по внутренней динамике своего развития. Древин обратился к искусству довольно поздно: впервые он взял в руки кисть, когда ему было девятнадцать лет. Учиться живописи профессионально он начал в Рижской городской художественной школе (1908- 13), где занимался под руководством известного пейзажиста В. К. Пурвита. Уже во время учебы в Риге Древин участвует в городских выставках. В 1914 г. художник переехал в Москву и быстро втянулся в атмосферу столичной творческой жизни. Широкую известность получил цикл его картин "Беженки" (1915-17). Военная тема, не проявившаяся в творчестве Древина напрямую, тем не менее наложила свой отпечаток на живописный строй этих композиций ("Ужин", 1915; "Беженка", 1916, и др.). В 1918-20 гг. Древин в поисках нового содержания искусства обращается к абстрактной живописи. В произведениях этого периода он оказывается близок к лучизму - направлению русского авангарда, возглавляемому М. Ф. Ларионовым. Уже здесь ярко проявляется своеобразие таланта Древина-живописца: колорит его картин всегда строг, основан на сочетании немногих цветов, тонко варьируемых. Постоянно недовольный достигнутым, художник продолжает свои поиски и в начале 1920-х гг. возвращается к фигуративному искусству, руководствуясь стремлением быть как можно непосредственнее и ближе к природе. Именно она, природа, и займет центральное место в дальнейшем творчестве мастера. Древин стремится открыть новый путь в искусстве, считая, что достижения авангарда, в том числе и его собственные, не являются подлинным решением художественных задач, выдвигаемых современностью. 1920-е гг. для него - время постоянных поездок по российским деревням и небольшим городам, на Урал; он обогащается новыми впечатлениями, получает новое, живописное ощущение природы и спешит выразить его с помощью красок. Работа в этом направлении сближает его с художницей Н. А. Удальцовой, ставшей в 1920 г. его женой. В 1923 г. картины Древина и Удальцовой экспонируются на московской выставке вместе с живописью бывших членов объединения "Бубновый валет" - А. В. Лентулова, И. И. Машкова, П. П. Кончаловского. Их роднили пластические поис ки в живописи. Однако работы Древина отличаются особой решительностью, волевым, темпераментным мазком ("Автопортрет", 1923). Немного позднее, в полотнах "Уральского цикла" (1926-29), художник уходит от внешней экспрессии начала 1920-х гг. к внутренней сдержанности, упругой насыщенности цвета. Но в полную силу Древин заявляет о себе как о зрелом мастере в следующем живописном цикле, выполненном по впечатлениям от поездки в 1930 г. на Алтай и в Восточный Казахстан. "Алтай особо повлиял на меня своей красочной природой, большими пространствами; его необыкновенная сила света изменила мою живопись", - отмечает Древин в "Автобиографии". Именно в этом необжитом краю художник пережил полное единение с природой. Нерасчленимость видения природы и ее воплощения на холсте сказывается в уникальной технике живописца, который не "срисовывает натуру", а как бы воссоздает ее густо наложенными красками. Цвет в этих картинах не ярок, но весом и плотен, детали отсутствуют - они поглощаются красочными пластами. Узнаваемость мотива сводится к минимуму. Композиции предельно просты, но при этом монументальны Ценность живописи "Алтайского цикла" в мягком, чуть вибрирующем свечении красочной поверхности, в ее фактурном и пластическом богатстве, в цельности живописного пространства картин ("Косуля", 1930; "Пейзаж с белым домом", "Быки", обе 1931; "Барка", "Спуск на парашюте", обе 1932). С конца 1920-х гг. официальная критика обвиняет Древина в "формализме", в "самодовлеющей живописности". Художник защищается, заверяя своих оппонентов, что его картины "имеют учебный характер, цель которого - повышение средств живописного выражения и художественного мастерства". Достижения талантливого живописца приходятся не ко времени. В 1933-34 гг. Древин едет в Армению и создает новый цикл картин, в котором он, на первый взгляд, отступает от своей позиции в сторону более традиционного искусства ("Строительство железнодорожного моста в Ереване", 1933). Большую роль здесь играет рисунок, появляется линейная ясность композиции, которая легко "прочитывается". Но этот новый этап в развитии живописного стиля Древина - еще один виток в его постижении "новой гармонии человека с силами природы". К концу 1930-х гг. искусство мастера становится более реалистичным. Жизнь и творчество Древина оборвались внезапно: он был арестован органами НКВД и погиб, вероятнее всего, в 1938 г.



Степной пейзаж с лошадью. 1933. Масло
Степной пейзаж с лошадью. 1933. Масло

Спуск на парашюте (Голубой вариант). 1932. Масло
Спуск на парашюте (Голубой вариант). 1932. Масло

Барки. 1932. Масло
Барки. 1932. Масло

Алтай. Сухая береза. 1930. Масло
Алтай. Сухая береза. 1930. Масло



Оставьте свои впечатления на форуме forum.staratel.com


ДРЕВИН Александр Давидович

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


Литература, живопись, философия

Старатель, Украина 2004.      E-mail: starat@yandex.ru