СТАРАТЕЛЬ.com

Русская живопись

оптимальное разрешение для просмотра страниц 1024x768

Русская живопись - - - - ЕФИМОВ Иван Семенович

Rambler's Top100

ЕФИМОВ Иван Семенович


1878, Москва - 1959, там же "Иван Семенович не скульптор, а изобретатель новых форм", - сказал о Ефимове художник В. А. Фаворский. Сказано очень точно, по существу, хотя на первый взгляд как-то странно: какие же это новые формы? Ефимов всю жизнь рисовал и лепил зверей, ковал их из меди, отливал из бронзы, вырезал из дерева. И звери его выглядят совсем как живые - так метко схвачено движение, поворот, повадки, так верно выражен характер. А все-таки... Вот, например, "Баран" (1938). Он весь сделан из медной проволоки. Завитая в мелкие кольца, она изображает густую шубу барана, завернутая спиралью - его крутые рога. Конечно, такую форму нужно было сначала изобрести. Вот "Страус" (1935), выкованный из меди, а хвост его - тоже завитые спиралями медные полосы. Это не просто изображение, а своего рода скульптурная метафора. Свойства любого материала у Ефимова становятся как бы характеристиками его персонажей: глянцевитая плавность фаянса неотделима от текучей подвижности тела готовой к прыжку "Кошки с шаром" (1935), а синеватые полосы на нем вроде бы и не похожи по цвету, но ясно передают ее тигровый наряд. Потому и кажется, что кошку эту скульптор не просто подглядел в натуре, а выдумал заново, сконструировал, отбросив все лишнее, не относящееся к ее пружинной собранности и хищности. Есть у Ефимова и угловатый, тяжелый деревянный "Вепрь" (1927), и округло-скользкий медный "Дельфин" (1935) на стеклянном шаре с водой, и хищный "Сокол" (1927), прикованный за ногу цепочкой... Всех не перечислить! Ефимов учился искусству в частных московских студиях, потом - в МУЖВЗ (1906-08). Он начинал с живописи, но "изобретение форм", особое чувство конструктивной выразительности материала сделали его скульптором. Еще он любил игрушки и сам их замечательно изобретал. Вместе с женой, художницей Н. Я. Симонович-Ефимовой, устроили они в 1918 г. кукольный театр. Ефимов для него резал из дерева удивительных кукол. И ставили они в этом театре не только забавные спектакли для детей (по басням И. А. Крылова, 1917-22; по сказке Х.-К. Андерсена "Принцесса на горошине", 1918, и др.), но и трагедию У. Шекспира "Макбет" (1921). А еще был у них театр теневой. И замечательные детские книжки: "Кот, козел да баран" (1924), "Как машина зверей всполошила" С. Федорченко (1927), "Мена" (1929) и др. Но все вместе - такое разное! - объединялось темпераментом и изобретательностью, радостью игры не просто в похожие и красивые, но еще и остроумно придуманные изображения вещи.



Страус. 1935. Кованая медь, дерево
Страус. 1935. Кованая медь, дерево

Бизон. 1913. Дерево
Бизон. 1913. Дерево

Утро. Петушок. 1932. Кованая медь
Утро. Петушок. 1932. Кованая медь

Обложка И. С. Ефимова к его книге
Обложка И. С. Ефимова к его книге "Мена. Теневой театр". 1929



Оставьте свои впечатления на форуме forum.staratel.com


ЕФИМОВ Иван Семенович

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


Литература, живопись, философия

Старатель, Украина 2004.      E-mail: starat@yandex.ru