СТАРАТЕЛЬ.com

Русская живопись

оптимальное разрешение для просмотра страниц 1024x768

Русская живопись - - - - САВИЦКИЙ Константин Аполлонович

Rambler's Top100

САВИЦКИЙ Константин Аполлонович


1844, Таганрог - 1905, Пенза Типичный представитель передвижничества, замечательный мастер жанровой живописи К. А. Савицкий был разночинцем по происхождению. Учился в АХ (1862-73) вместе с И. Е. Репиным, дружба с которым, а также сближение с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, И. И. Шишкиным, В. В. Стасовым предопределили во многом идеалы и творческие стремления художника. Уже в годы ученичества он связал свою деятельность с ТПХВ, стал его экспонентом. За это академическое начальство отчислило Савицкого перед самым конкурсом на большую золотую медаль, что лишило молодого художника академического пенсионерства и поставило в трудное материальное положение. Лето 1873 г. Савицкий вместе с И. Н. Крамским проводит на станции Козловка-Засека под Тулой, где "возгорается" замыслом картины "Ремонтные работы на железной дороге" (1874) - первого и одного из наиболее значительных своих произведений. Вслед за Репиным, написавшим за год до того "Бурлаков", Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже значимый, факт, а целое явление современной ему жизни, сохраняя естественность и непреднамеренность жизненной сцены. Главным героем монументального полотна становится крестьянство. В сложной, но мастерски построенной композиции, где представлено огромное количество людей, движущихся в различных направлениях, Савицкому удалось прекрасно передать ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги. Здесь впервые с небывалой силой проявилось то "хоровое начало" (В. В. Стасов), которое будет свойственно творчеству художника и позднее. Двое персонажей первого пл ана (мужчины с гружеными тачками) намеренно выделены среди остальных, в них подчеркнуты сила, упорство, решительность. Колорит картины строится на тональном единстве серых, желтых, сине-серых, коричневых красок. Показанная на III передвижной выставке, эта картина сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. П. М. Третьяков приобрел ее для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог выехать во Францию, где уже жили его друзья - пенсионеры АХ И. Е. Репин и В. Д. Поленов. Вместе с ними Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра. В созданных им во Франции картинах - "Море в Нормандии (Рыбак в беде)" (1875), "Путешественники в Оверни" (1876) - он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды. Последняя многофигурная композиция интересна как развернутая жанровая сцена, где с большой наблюдательностью переданы различные социальные типы. Пробыв во Франции около двух лет, художник возвращается на родину и окунается в гущу проблем российской действительности. Он делает много рисунков на различные темы. Переведенные в гравюру, эти рисунки воспроизводились в журналах "Всемирная иллюстрация", "Пчела", "Художественный журнал", "Север", "Артист". Созданные в последующие годы капитальные произведения художника - многофигурные картины "Встреча иконы" (1878) и "На войну" (1880-88) - явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен - судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее "Некрасовым в живописи", "печальником горя народного". Картина "Встреча иконы" может рассматриваться как своеобразная параллель репинскому "Крестному ходу в Курской губернии" (1880-83). В сходных сюжетах оба художника представили огромное множество людей, толпу, показав различие характеров и состояний. Но в отличие от Репина, на грандиозном по замыслу полотне которого изображены представители практически всех сословий русского пореформенного общества, Савицкий дал в основном образы крестьян, но образы типичные и глубокие. Здесь старики и старухи, мужчины, женщины, дети. Некоторые молятся неистово, другие сдержанно, иные просто стоят в безмолвии, к то-то торопится, бежит. "В картине... сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы..." - писал В. В. Стасов. Над картиной "На войну" Савицкий начал работать в 1880 г., выполнил ее первый вариант, который впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) художник стремился к решению новой задачи - созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа - семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи - сдержанны, мужественны, другие - во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда. В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга. В 1891 г. Савицкий переехал в Москву, где наряду с творческой работой занимался преподаванием в МУЖВЗ. Но в полной мере талант Савицкого как организатора и педагога развернулся позднее, в Пензе (с 1897), где он стал директором вновь открытого художественного училища. Среди работ последнего периода наиболее интересны картины "Павшая лошадь ("Кормилица ты наша")" и "Спор на меже" (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.



Ремонтные работы, на железной дороге. 1874. Масло
Ремонтные работы, на железной дороге. 1874. Масло

Встреча иконы. 1878. Масло
Встреча иконы. 1878. Масло

На войну. 1888. Масло
На войну. 1888. Масло



Оставьте свои впечатления на форуме forum.staratel.com


САВИЦКИЙ Константин Аполлонович

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


Литература, живопись, философия

Старатель, Украина 2004.      E-mail: starat@yandex.ru