СТАРАТЕЛЬ.com

Русская живопись

оптимальное разрешение для просмотра страниц 1024x768

Русская живопись - - - - СТЕЛЛЕЦКИЙ Дмитрий Семенович

Rambler's Top100

СТЕЛЛЕЦКИЙ Дмитрий Семенович


1875, Брест-Литовск - 1947, Париж Д. С. Стеллецкий родился в семье военного инженера. В 1896 г. он поступил в Петербургскую АХ, где учился сначала на архитектурном, а затем на скульптурном отделении у Г. Р. Залемана и В. А. Беклемишева. В 1903 г., окончив АХ, получил звание художника-скульптора. В 1906-13 гг. выполнил ряд скульптурных портретов современников, деятелей искусства, - О. О. Преображенской, Б. В. Анрепа, А. Я. Головина, В. А. Серова и др. Как и многих художников того времени, Стеллецкого привлекало прикладное искусство, он создавал камины, декоративные панно. Самобытность художника наиболее ярко выразилась в его работах, связанных с древнерусской темой. Еще в студенческие годы он выполнил иллюстрации к "Слову о полку Иго-реве", которые впоследствии, по совету В. А. Серова, приобрела Третьяковская галерея. Эти иллюстрации напоминают миниатюры старинных рукописных книг, в них ясно прослеживается глубокий интерес художника к византийским корням древнерусского искусства. Сюжеты из истории допетровской Руси находят оригинальное пластическое решение в скульптурных работах Стеллецкого конца 1900-х гг.: "Иоанн Грозный на охоте", "Марфа-посадница", "Знатная боярыня". Выполненные из раскрашенного дерева или гипса, они отличаются подчеркнутой декоративностью. Ретроспективными мотивами проникнуты и живописные панно художника: "Соколиная охота", "Сражение", "Tempi Passati" и др. Тонкие стилизации Стеллецкого ценили художники объединения "Мир искусства", в выставках которого он принимал участие. Стеллецкий много путешествовал по старинным русским городам, изучая древние памятники. Прекрасный знаток старины, художник исполнил эскизы костюмов и декораций к драме А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович" для Александрийского театра и к опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка" для Мариинского театра в Петербурге (оба 1910, не осуществлены) С 1914 г. Д. С. Стеллецкий поселился во Франции. В годы эмиграции он пропагандировал русскую культуру, был непременным участником выставок русского искусства за рубежом, внес свой вклад в создание в 1935 г. Русского культурно-исторического музея в Праге. Крупной работой художника, в полной мере соответствовавшей его дарованию, стали росписи православной Сергиевской церкви в Париже (1930-е).



Пролог. Эскиз декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова
Пролог. Эскиз декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка". 1910. Темпера

Заповедный лес. Эскиз декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова
Заповедный лес. Эскиз декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка". 1910. Темпера

Ночь. Панно. 1912. Темпера
Ночь. Панно. 1912. Темпера

Утро. Панно. 1912. Темпера
Утро. Панно. 1912. Темпера

Гусляр. Иллюстрация для журнала
Гусляр. Иллюстрация для журнала "Аполлон". 1911



Оставьте свои впечатления на форуме forum.staratel.com


СТЕЛЛЕЦКИЙ Дмитрий Семенович

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


Литература, живопись, философия

Старатель, Украина 2004.      E-mail: starat@yandex.ru